Звуковые редакторы

Звуковые редакторы

Выбирать что-то «лучшее из лучших» – занятие сложное, ведь позабытый участник процесса всегда может обидеться, что его не включили в обзор. С другой стороны, нужно же ориентироваться на что-то хорошее? Именно поэтому пусть производители программ не жалуются – не упомянули их программу в этот раз, упомянем потом.

А обзор подразумевает выбор наиболее удачных программ для аудиомонтажа – так сейчас модно называть то, что раньше называлось аудиоредакторами. Тем не менее, функции в них из-за названия практически не изменились, а наработки достигли того уровня, что даже в небольших бесплатных пакетах можно встретить профессионально выполненные инструменты. В общем, все молодцы, хотя это и понятно: звук – не видео, и работать с ним не в пример проще. Любая программа должна уметь делать с аудитопотоком следующие операции:

  • Загружать его из Сети или файла. В первом случае это потоковый звук, причем иногда используется многоканальный ввод. Файл – он и есть файлы, но в среде редактора звук может быть разложен на несколько независимых дорожек.


  • Редактировать дорожки. Дорожки можно создавать и уничтожать, склеивать и накладывать, обращаясь с ним как с графической «пружиной». Особенно интересно, что некоторые инструменты можно искусственно затирать прямо на графике волны, получая знаменитые «минусовки» – композиции без вокала.


  • Наложение эффектов. Каждый редактор имеет в запасе свой набор инструментов, создающих спецэффекты для звука: эхо, реверберация, обработка указанных частот (срез, понижение, повышение, чистка) и т.д. Чем больше инструментов, тем лучше.


  • Дополнительные функции. Как правило, сюда входит мастеринг дисков, фильтрация сырых материалов, оцифровка и многие другие завершающие или подготовительные работы. К примеру, съем данных с AudioCD, который сам по себе может стать целой проблемой. Или индивидуальная настройка кодеков, сплиттеров и каналов. Работа с нотами, с музыкальными процессорами. Функции редакторов часто могут быть расширены дополнительными плагинами, выпускаемые сразу для многих типов редакторов.


Как правило, указывая для редактора такие требования, мы часто слышим о продуктах, которые полностью соответствуют им: Sound Forge, Cool Edit, русская версия Adobe Audition, Cakewalk Sonar, Steinberg WaveLab, Audacity русская версия и многие другие. Изучать разницу между ними можно лишь в профессиональных обзорах, где рассмотрены все тонкости и функции программ.